Сафошин Александр Викторович. Восточные единоборства в системе физического воспитания детей школьного возраста (На примере каратэ) : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 : Москва, 1999 195 c. РГБ ОД, 61:00-13/741-5

:

Сафошин Александр Викторович. Восточные единоборства в системе физического воспитания детей школьного возраста (На примере каратэ) : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 : Москва, 1999 195 c. РГБ ОД, 61:00-13/741-5

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ

ИССЛЕДУЕМОГО ВОПРОСА ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО

ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЫЫШШВ VQ

1.1. Физическое воспитание детей школьного возраста 10

1.2. Основные средства и методы физического воспитания 12

1.3. Нетрадиционные средства и методы в системе физического воспитания 14

1.4. Основные предпосылки для занятий восточными единоборствами в школьном возрасте 19

1.5. Каратэдо как средство формирования личности детей школьного возраста на занятиях физической культурой 25

1.6. Заключение

33 ГЛАВА II ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛЕДОВАНИЯ 35

2.1. Задачи исследования 35

2.2. Методы исследования 35

2.3. Организация исследования 41

ГЛАВА IIIОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК 45

3.1. Проявление и взаимосвязь различных сторон физического

состояния учащихся с разной ЖЕЛ 45

3.1.1. Показатели физического развития 46

3.1.2. Сравнительный анализ двигательной подготовленности детей школьного возраста 48

3.1.3. Функциональные возможности 51

3.2. Оценка эффективности физических нагрузок 54

3.3. Дозирование тренировочных нагрузок 59

3.4. Биомеханические основы движений в каратэдо 63

3.5. Заключение 70

ГЛАВА IV ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ С

ЭЛЕМЕНТАМИ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ В

СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 72

4.1. Предпосылки к организации педагогического эксперимента 72

4.2. Методика проведения учебных занятий 74

4.3. Содержание эксперимента и организация занятий в экспериментальной группе 80

4.4. Изменение показателей физического состояния учащихся в

процессе педагогического эксперимента 85

4.4.1. Динамика показателей двигательной подготовленности

учащихся к концу учебного года 85

4.4.2. Изменение показателей функционального состояния

организма учащихся к концу учебного года 94

ГЛАВА V ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 95

ВЫВОДЫ 102

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 104

ЛИТЕРАТУРА 106

ПРИЛОЖЕНИЯ 142 

Проблемы физического воспитания учащихся в настоящее время привлекают внимание многих специалистов в связи с низкой физической подготовленностью подрастающего поколения к современной жизни (Зациорский В.М. 1982, Земляков В.Е. 1990, Хоменкова Л.С. 1987). Поэтому рациональная организация физического воспитания и использование нетрадиционных средств в целях укрепления здоровья и физических кондиций учащихся является актуальной задачей как для теории, так и для практики физического воспитания.

Огромная возможность для изменения этой ситуации заложена в совершенствовании физического и духовного воспитания школьников на занятиях восточными единоборствами (Биджиев СВ. 1994, Дорменко А.В.

1984, Захаров Е.Н. 1994, Иванков Ч.Т. 1993, Ишков B.C. 1992): Восточные единоборства уникальны во многом и в первую очередь

тем, что являются детально разработанной своеобразной системой движений, позволяющей владеть телом, как гармонически единым организмом, способным развивать физические качества и контролировать физическую и функциональную подготовленность занимающихся (Иванов А.Л 1995, Игами С. 1976, Накаяма 1973, Вунш С.Н. 1998, Нечаева Н.В.

1985, Паркер Е. 1963).

Вопросы рационального внедрения эффективных технологий восточных единоборств в теорию и практику физического воспитания детей и подростков до настоящего времени не получили достаточного научного обоснования.

Таким образом, выбранное направление исследования является актуальным.

Целью исследования является повышение эффективности физичеркого воспитания учащихся на основе использования системного комплекса физических упражнений с элементами восточных единоборств.

Гипотеза исследования.

Предполагалось, что внедрение элементов восточных единоборств в систему физического воспитания школьников будет способствовать повышению уровня их физической подготовленности и овладению двигательными навыками.

Объект исследования — физическая подготовленность школьников на занятиях физической культурой.

Предмет исследования — воздействие и влияние комплекса упражнений с элементами каратэ на уровень физической подготовленности учащихся.

Научная новизна работы состоит в следующем:

— впервые предложен системный комплекс физических упражнений с элементами восточных единоборств в физическом воспитании детей школьного возраста;

— обосновано рациональное применение элементов восточных единоборств на занятиях физического воспитания школьников;

— определена эффективная последовательность применения элементов каратэ в учебном процессе;

— разработана методика по планомерному развитию физических качеств учащихся специальными упражнениями из восточных единоборств и преподавания их в системе физического воспитания в период обучения в школе.

Практическая значимость.

Предлагаемая методика рационального использования восточных единоборств в системе физического воспитания школьников позволяет повысить эффективность учебного процесса и способствует активизации двигательной деятельности учащихся. Результаты исследований могут быть использованы в практике работы учителей физкультуры с учащимися школьного возраста, в лекционном материале и практических занятиях на факультетах физической культуры и спорта педагогических вузов, в колледжах, в институтах повышения квалификации.

Основные положения, выносимые на защиту:

— повышение физической подготовленности детей школьного возраста зависит от создания условий и использования восточных единоборств в системе физического воспитания;

— разработанная методика восточных единоборств в содержании физического воспитания школьников способствует повышению уровня физической подготовленности и функционального состояния учащихся;

— использование восточных единоборств в системе физического воспитания детей школьного возраста активизирует учащихся к систематическим занятиям физической культурой, повышают интерес обучаемых и эффективность занятий.

Экспериментальная работа.

Исследования проводились на базе ПТУ-90, педагогического училища №17, в средних

общеобразовательных школах №№ 1141, 466, 1910, 572, 913, 773 Юго-Восточного округа Московского департамента образования.

Экспериментальная методика представляет собой комплексную характеристику параметров общей физической подготовки. Основой экспериментального внедрения является разработка рационального применения восточных единоборств с учётом характера и структуры физических упражнений учащимися в средних учебных заведениях.

Апробация исследования.

Основные положения работы доложены на научно- практической конференции, посвященной 100-летию Олимпийских игр современности (Москва 1996 г.), на II Международной научно-практической конференции

«Проблемы физического воспитания и спорта в современных условиях» (Калининград, 1997 г.) и опубликованы в научно-методических сборниках (г. Коломна 1998 г.).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Работа изложена на 195 страницах машинописного текста, содержит 17 таблиц, 2 схемы, 5 диаграмм, 19 рисунков. Список литературы включает 330 источников на русском языке и 12 на иностранном языке.

Нацаренус Наталья Николаевна

Формирование профессиональной педагогической компетентности у студентов факультета дошкольного
воспитания педвузов (На прим. изучения курса «Теория и методика физического
воспитания
детей дошкольного
возраста«)