Методика обучения ходьбе



Обучение ходьбе является важной задачей ЛФК. Методика обучения ходьбе применяется в процессе реабилитации при самых разнообразных заболеваниях и последствиях травм. Прежде всего, это последствия травм и заболеваний нервной системы: травмы спинного мозга, постинсультные параличи; тяжелые травмы опорно-двигательного аппарата, сопровождающиеся длительной вынужденной гиподинамией, нарушением и дефектами опорных структур (деформации, ампутации конечностей). Большое значение обучение ходьбе имеет при лечении многочисленного контингента больных с заболеванием суставов нижних конечностей (артрозы коленного, тазобедренного и голеностопного суставов).

Существует три основных направления обучения ходьбе.

1. Обучение ходьбе больных в значительной степени или полностью утративших навыки ходьбы.

2. Обучение ходьбе в изменившихся биомеханических условиях (ходьба в ортопедических аппаратах при параличах мышц, ходьба на протезе после ампутации конечности).

3. Обучение ходьбе пациентов, у которых в результате травмы или заболевания сформировался патологический стереотип ходьбы – привычная хромота или патологический тип походки.



Методика обучения ходьбе включает три обязательных компонента:

– восстановление функции ослабленных мышц методом целенаправленной их тренировки;

– восстановление нормальной подвижности в суставах конечности – методика разработки движений в суставах, механотерапия;

– восстановление нарушенного двигательного стереотипа – согласованной, ритмичной рефлекторной работы мышц – собственно методика обучения ходьбе.

При не устранимом нарушении биомеханики нижних конечностей обучение ходьбе проводится в условиях опоры на трость, ходьбе в фиксирующем аппарате, на протезе.

Собственно обучение ходьбе начинается после выработки устойчивого правильного распределения нагрузки на обе ноги и проводится у шведской стенки, с опорой на рейку или трость. Обучают правильному выравниванию головы, не смотреть под ноги – это снижает устойчивость, выравнивать голову по линии взгляда по уровню горизонта. Во время тренировок больной осваивает чередование напряжения и расслабления определенных групп мышц, вырабатывает устойчивость и равновесие, координацию движения, осваивает технику ходьбы, фазы шага (опора на пятку, носок, перенос конечности в различные фазы шага).

Вначале у больного отмечается скованность движений туловища и конечностей, наклон головы вперед. По мере освоения ходьбы вырабатывается непринужденная походка, координация между верхними и нижними конечностями при ходьбе. Первый шаг делают здоровой ногой. Сначала разучивают одиночный шаг, после чего переходят к обучению двойного шага. Целесообразно делать шаги небольшой величины, что облегчает обучение. Ходьба осуществляется относительно прямой линии на полу, так называемой направляющей ходьбы, пред двумя расположенными напротив зеркалами. Следует обратить внимание на то, чтобы больной не расставлял широко ноги и не делал широкий шаг. Ходьбу проводят в обуви с каблуком, под ритмичную музыку или удары метронома в такт шага. При выносе конечности движения осуществляют только за счет тазобедренного сустава. Для правильного удержания таза над больной конечностью проводят специальную тренировку мышц туловища и отводящих бедро мышц. При наличии приводящей контрактуры применяют упражнения – пружинящие наклоны в сторону больной ноги. При сгибательной контрактуре – упражнения на обеих ногах на расстоянии 0,5 м от гимнастической стенки лицом к ней – пружинящие разгибания туловища с опорой на рейку. Стопы в положении максимального тыльного сгибания с опорой на носок. При необходимости использования дополнительной опоры особое внимание уделяют опорной функции рук. Обучение ритмичности ходьбы и степени нагружения конечности проводят с использованием обратной связи, применяют, например световую, вибрационную или звуковую сигнализацию для степени нагружения и ритмичности. Это помогает уменьшить число ошибок во время стояния и ходьбы. Для тренировки вестибулярного аппарата применяют качание на качелях стоя и сидя. Для тренировки мышц, важных для ходьбы, применяют упражнения с резиновыми эспандерами и эластичными тягами. Для восстановления объема движений в суставах – механотерапию.